Существуют ли рамки у панк-рока, и обязан ли он быть протестным?
Среди любителей музыки в стиле панк-рок есть те, которые задаются вопросом о смысловом стержне панк-песен и канонах этого жанра. Чтобы открыть завесу всей этой истории, я решила разобраться более подробно в вышестоящих вопросах.
Существуют ли рамки у панк-рока?
Панк-рок — жёсткое, драйвовое и безбашенное направление рок-музыки, основу которого составляет тяжёлый гитарный саунд и легко запоминающиеся тексты песен. Его ритмика качёва, невероятно узнаваема и бешена. Чаще всего песни панк-групп содержат в себе призывы к бунту, отрицания действительности или агрессивную критику в её адрес, но это просто сейчас в моде у молодых команд. Легенды панк-рока, такие, как «Тараканы», «Наив», «Король и Шут» и «Бригадный Подряд», основывали и основывают свои тексты на общечеловеческих темах или выдуманных историях («Король и Шут»). Есть, правда, среди молодых групп пример достаточно экспериментального и разноформатного коллектива — это «План Ломоносова»! У команды даже существует альбом «Облако в штанах», в котором все песни написаны на стихи Владимира Маяковского. Из того, что тексты самых разных панк-рок-групп такие разные, можно сделать вывод, что в плане текстов панк-рок не имеет ограничений и рамок. А как насчёт музыкальной составляющей композиций? Казалось бы, панк — тяжёлый стиль, но даже легенды некоторые свои произведения переаранжируют в акустике. Акустическое звучание значительно облегчает и смягчает суровый грув. Также песни могут быть речитативными, что делает их более необычными, но противоречит определению панк-рока. Что уж говорить об экспериментальных гитарных риффах, наличии в некоторых произведениях плавной и спокойной мелодии и появлении электроники в музыкальной составляющей песен? И в музыке панк-рок, как оказалось, тоже не ограничен. На то он и музыка свободы!
Обязан ли панк-рок быть протестным?
Логично, что если он не имеет рамок ни в плане текстов песен, ни в плане музыкального стержня, он протестным может и не быть вовсе. Протест в моде среди молодых команд, но и у легенд существуют такие произведения. Хотя, если есть протест, не обязательно он вовсе без вектора. К примеру, группа «Порнофильмы» в песне «Папа, не пей», исполняя её от лица страдающего от родительской зависимости ребёнка, протестует против наличия в стране неблагополучных семей, а группа «Пурген» в песне «Трансгуманизм» протестует против того, что общество становится слишком покорным как к злым и бесчувственным людям, так и машинам. Вот такой протест корректен, он направлен на улучшение жизни человечества. Ну кто захочет просто смотреть на детей, страдающих от недостатка общения и любви? Кто захочет жить в обществе, которое покорно последним гадам и машинам, как роботы? Протест не является основой основ, иначе и музыка, скорее всего, имела бы строгие каноны. В общем, панк-рок может, но не обязан быть протестным. А вообще, основная его задача — нести в этот мир заряд позитива, тепла и добра, а не агрессии и неудержимой злости. Эту точку зрения я полностью разделяю. У панк-рока нет ограничений ни в музыке, ни в содержании текстов песен, и протест в нём — лишь возможное явление и всё.