Школьные годы БПшные
В этом году я наконец-то закончила школу!
В целом все 12 лет обучения были крайне печальными, но мне бы хотелось рассказать о самых приятных моментах одного из тяжелейших периодов моей жизни, так или иначе связанных с моей любимой панк-рок-группой «Бригадный Подряд».
От всех своих одноклассников я довольно сильно отличалась. Мне было совершенно ультра-фиолетово, кто сколько заработал виртуальных денег в очередной компьютерной игре, кто и с кем там в «Бутылочку» играл, кто кому проспорил пузырь пива или пачку сигарет. Я во всей этой ерунде просто не участвовала и начинать не планировала. Я не ругалась и не ругаюсь матом хуже сапожника, школьное любовище тоже как-то мимо прошло.
Отличалась я и музыкальными предпочтениями, была единственной в классе поклонницей рок-музыки, а не рэпа, исполняемого крайне бедным и низким языком. Свой вкус я не навязывала никому, в отличие от рэперов. Короче, своего рода гадкий утёнок, да ещё и учиться старалась максимально честно (по возможности не списывая ответы на домашние задания из Интернета и не давая ничего списывать у себя никому и ни под каким предлогом). Вот как-то так в целом всё и было.
Ну ладно! Пора к делу перейти! Как-то раз по Литературе задали нам на дом написать сочинение о личности, которая особенно располагает к себе. Разумеется, герой у каждого свой, можно было написать о своём однокласснике, любом из преподавателей, любимом музыканте, блогере и т.д. В сочинении каждому нужно было описать особенности характера, внешности (по возможности) того, о ком он (она) пишет и в обязательном порядке рассказать о том, чем уникален именно этот человек, чем он симпатичен ему (ей). Задача в общем не самая сложная. Лично я сразу, как только нам озвучили суть, поняла, кто станет моим героем. В школе людей, которые были мне симпатичны просто не было толком. Да я и не думала, если честно, писать о ком-то из школьного окружения. Когда я слышу, как фронтмен любимой рок-группы поёт, у меня начинает строиться представление не о его внешности (комплекции, цвете волос, росте, усах и бороде или их отсутствии), а о том, какая он личность (характер, позиция, касающаяся проблемы, поднятой в исполняемом произведении). Именно так у меня и сформировалось представление о Толяне из «Бригадного Подряда» (главной для меня группы). Про него я и написала, основываясь на этом самом представлении. Процитировать ничего, к сожалению, не могу (давно это было, уже и не помню конкретных каких-то предложений или фраз). Но и сказать, что я написала кристальную истину тоже нельзя, так как всё это было очень и очень субъективно, этот образ запросто мог не совпадать с реальностью, да и плюс ко всему я лично тогда ещё не встречалась ни с одним из музыкантов БП и не была частью фан-движения своих фаворитов. Вот и наступил день сдачи домашки и мой черёд зачитывать своё сочинение (мы не сдавали тетрадки преподавателю на проверку, а зачитывали свои работы вслух на уроке). Спустя примерно минуту с момента, когда я начала наступила почти звенящая тишина, а как только я закончила читать, раздалась самая настоящая овация! От такой реакции я, конечно, была в полном ауте! В итоге за домашнее задание я получила безоговорочные 5 баллов, а главное, преодолела себя! На подобные темы, всё-таки, нелегко говорить на публику. Потом эта история получила более серьёзное развитие. Подробно рассказывать о нём я, пожалуй, не буду, так как «Бригадный Подряд» в этой истории почти не фигурировал. Дело в том, что в том сочинении открылась моя настоящая способность к созданию связных текстов, что помогло мне написать реферат об отечественных рок-композициях на тему «Мир во всём Мире», самостоятельно составить целую главу труда и защитить его на школьной, городской, и областной Научно-практической Конференции (НПК), заняв на городском этапе первое место!
Через некоторое время я подготовила ещё один реферат на тему «Петербургская рок-поэзия, как часть «Петербургского Текста». В эту работу я включила анализ песни «Питер рок-н-ролл» и доказала, что она полноценно является частью Петербургского текста. Защитив реферат на школьной и городской НПК, я заняла на городском этапе призовое третье место! Главное в этом деле, конечно, не награды, а сам процесс анализа песен, ознакомление с серьёзными научными трудами, посвящёнными отечественной рок-поэзии и само представление результата обществу. А было бы всё это, если бы я не сказала своё слово в том сочинении? Кто знает? Возможно, мои способности и не открылись бы, не напиши я этот во истину судьбоносный и искренний рассказ.
Дальше по программе были средства художественной выразительности (сравнения, метафоры, эпитеты, эпифоры, анафоры и всё такое прочее). Задание по этой теме тоже подвалило несложное. Надо было подобрать примеры строк, в которых используются приёмы художественной выразительности (желательно больше одной строки с применением каждого приёма). Это могли быть цитаты из абсолютно любых песен, стихов и вообще откуда угодно. Главное, чтобы это были действительно художественные строки, а не просто словосочетания и не пары несвязанных между собой слов. Я создала подборку, состоящую из фрагментов текстов песен наших рок-групп (там и «ДДТ», и «Пикник», и «Чёрный Обелиск», и «Ария», и «Король и Шут», и «Lumen», и «Louna», и «Наутилус-Помпилиус», и «Кино», и «Гражданская Оборона», и «Бригадный Подряд»). Несколько цитат я в качестве примеров использования средств выразительности привела на уроке, после которого преподаватель, восхищённая моей подборкой, попросила меня прислать её себе на электронную почту с указаниями имени и фамилии автора каждой строки. Вот тут и возникла небольшая проблема. Дело в том, что я не знала, кто написал тексты песен БП, строки из которых включила в подборку (это были «Жесть, «Это Время», «Вот он я», «Читая Гоголя» и «Песня Геолога»). К тому времени я уже была частью огромной и дружной семьи фан-клуба БП «ВПодряде» и об авторстве текстов этих песен спросила нашего прекрасного главу и, на тот момент, главного создателя и хранителя панк-рок-очага Евгения Сомова. Он посоветовал мне обратиться с этим вопросом к Сантёру, и я, конечно, не без некоторого волнения так и сделала. Узнав истину из первых рук, я отправила подборку с указаниями всех авторов преподавателю в электронном виде (в неё попали ещё цитаты из «Марша неудачников» и песни «Чита 1825», но, так как авторов текстов этих произведений я знала, их имена и фамилии оставалось только указать в уже готовой подборке). Через какое-то время я между делом спросила преподавателя о том, приводятся ли примеры использования средств художественной выразительности, которые я предложила на уроках и вообще какова судьба моей подборки? Она сказала, что распространила её на всю секцию литературы, то есть эти цитаты из произведений прекрасных рок-поэтов, как примеры использования изучаемых в программе художественных приёмов наряду со строками из великих шедевров литературы может приводить ученикам не только наша преподаватель, но и все учителя Русского Языка и Литературы нашей школы. Это ли не круто? Один раз мне даже удалось стать счастливым свидетелем того, как несколько из них были озвучены моим же одноклассникам. На дворе уже были Covid-ные дни, и большая часть школы, (в том числе и наш класс), была переведена на дистанционное обучение. На одном из уроков мы вспоминали все средства художественной выразительности, которые когда-либо изучали. Преподаватель озвучивала художественную строку и спрашивала нас, какой художественный приём в ней применён. После пары цитат из литературных произведений у меня отключилась видеосвязь с преподавателем. Для того, чтобы я не сбивалась с мысли и вообще оставалась, как говорится, в теме пришлось включить стационарный компьютер без микрофона и камеры. Определённую часть урока меня никто не видел и не слышал, а я слышала всё и всех (микрофона и камеры нет, но со звуком-то полный порядок). Вот тут и понеслось! Преподаватель стала зачитывать строки из созданной мной подборки. Я уже и не вспомню, кто какой приём опознал или не опознал, но было очень приятно ещё раз убедиться, что выполнение домашней работы по школьной программе может привести к чему-то большему, чем просто цифра в классном журнале или дневнике. Вот так я чуть-чуть продвинула в массы творчество рок-поэтов (в частности Сантёра, Максима Васильева и Андрея Елисеева), оказавших на меня огромное влияние и являющихся моими моральными наставниками, которым я безмерно благодарна за честное, очень многогранное и глубокое творчество.
Момент, напрямую связанный с группой «Бригадный Подряд» приключился со мной и во время изучения английского языка. Этот предмет мы изучали по темам, то есть названия разделов учебника имеют самое прямое отношение к жизни («еда», «семья», «спорт», «школьная форма», «один день из жизни подростка» и всё примерно в таком духе). Изучаемые слова и выражения напрямую зависели от темы. Если, например, по программе изучается тема «спорт», наши словари пополнялись словами, обозначающими названия видов спорта, их характеристики (экстремальный спорт, водный спорт) и тому подобное. И вот наступило время изучения темы «музыка». После того, как все самые важные слова и выражения, имеющие прямое отношение к музыке были записаны, а упражнения выполнены, нам задали главное задание по этой теме. Нужно было приготовить небольшой рассказ о своём любимом исполнителе, музыкальном коллективе или композиторе (естественно, на английском языке). Ещё желательно было после рассказа дать послушать что-нибудь из репертуара своего музыкального кумира всему обществу (одноклассникам и преподавателю), чтобы сформировать более целостное представление окружающих о его творчестве. Вот и наступил урок X! Он проходил в очном режиме. Я была одной из первых рассказчиц и представила обществу своих главных Королей и Героев — группу «Бригадный Подряд». В своём рассказе я привела небольшой список самых лучших песен БП (совершенно шикарных и горячо любимых мной песен «Бригадного Подряда» огромнейшее количество, но в небольшом рассказе привести, к сожалению, можно было лишь пару-тройку из них). Ещё я вкратце рассказала о том, в каком жанре БП работает, какие темы затрагивает в творчестве, что родом парни из Питера и, главное, о том, за что я люблю «Бригадный Подряд». Закончив повествование, я включила песню «Идиот» в самом современном звучании, которую выбрала для того, чтобы познакомить всех с творчеством БП. В конечном итоге я получила заслуженную пятёрку, а для преподавателя панк-рок стал, как мне показалось, вообще открытием! Она слушала песню довольно внимательно, а когда кто-то из моих одноклассников начал перекрикивать трек, она попросила его не перебивать, закончив свою просьбу фразой, которую я, наверное, всю жизнь буду помнить: «Когда ты ещё панк-рок послушаешь?». Меня это, конечно, очень взбодрило!
Ещё один урок, на котором случилась одна из таких ныне дорогих моему сердцу историй — Мировая Художественная Культура (МХК). Это был полностью посвящённый искусству учебный предмет. Одной из обязательных работ по МХК была «Моя встреча с искусством». Это своего рода сочинение, в котором каждый ученик описывает свою встречу с искусством (поход на концерт, художественную выставку, в кино, театр или музей) и свои впечатления от этой встречи. Засчитывался и рассказ о прочитанной книге или фильме, просмотренном в кругу семьи. Эта работа была чем-то вроде четвертной контрольной по Мировой Художественной Культуре. Я всегда писала о рок-концертах, на которых побывала, и получала за это только отличные оценки. Обычно рассказы о своих встречах с искусством мы не зачитывали вслух, а сдавали преподавателю написанными разборчивым почерком на аккуратных листах бумаги. При этом творческий подход к оформлению, (что я активно практиковала), всячески приветствовался. Последний урок МХК в 10 классе был задуман преподавателем, как творческий Семинар, в ходе которого каждый из нас рассказывал о своей встрече с искусством всему классу. Рассказ должен был сопровождаться презентацией. Кроме того, желательно было представить слушателям какое-либо произведение искусства, о котором идёт речь в рассказе. Незадолго до этого я была на концерте-презентации альбома БП «Плоская Земля», который тогда так ждала, что до 26 апреля 2019 не слушала студийный альбом, чтобы на концерте меня ожидало побольше незабываемых эмоций и приятных сюрпризов от Королей Вселенского панк-рока. Это было что-то с чем-то! Свои впечатления от этого совершенно великолепного панк-рок-праздника я и постаралась описать в рассказе о своей встрече с искусством. Самой сложной задачей для меня стал выбор композиции БП, которую я в конце рассказа представлю народу. В итоге довольно долгих раздумий я остановилась на песне «Жесть» из альбома «Новый Сезон». Вот и наступил тот самый урок-семинар, а спустя время и моя очередь делиться впечатлениями от недавней встречи с искусством. В своём рассказе я постаралась передать весь драйв, всю ни с чем не сравнимую атмосферу концерта и незабываемые эмоции, полученные на этом празднике настоящего панк-рока. Это, конечно, словами не передать полностью. Это просто надо испытать и почувствовать самому, но попробовать рассказать о своих ощущениях и впечатлениях можно. После мы с преподавателем помогли ознакомиться с презентацией моему товарищу (тоже незрячему), а в заключении своего выступления я включила «Жесть». Реакция на песню была довольно неясной. Я помню только, что преподаватель отметила её гармоничность, целостность и ещё некоторые достоинства. За сам рассказ и презентацию она меня тоже похвалила. В итоге за «Мою Встречу с Искусством» я получила заслуженный высший балл и, главное, заряд отличного настроения после урока-семинара был мало с чем сравнимым.
Приближаясь к заключению, я расскажу ещё одну совершенно прекрасную историю о БП и школе, которая связана с одним из самых важных и полезных предметов: технологией (трудами, проще говоря). По этому предмету уроки проходили в разных кабинетах (мальчики в одном, девочки, соответственно, в другом), так как программы существенно отличались друг от друга. Девочки на технологии учились шить, готовить, плести из бисера и т.д., а парни- правильно орудовать столярными инструментами и обращаться с ними, как, наверное, всегда и везде. У нас, у девочек, преподаватель всячески приветствовала творческий подход учениц к работе. Определённая программа, конечно, была, но она предусматривала только род занятия. То есть в период, когда по программе предусмотрена кулинария, мы обсуждали с преподавателем, что будем готовить, предлагая свои варианты, иногда слегка корректируя исходный рецепт и, главное, при этом понимая и уважая друг друга. Пожалуй, единственное, что нас ограничивало – это временные рамки урока. Вот как-то так всё и происходило. Ну а теперь вернёмся к БП! Дело двигалось к нашему выпуску из школы. В то время, согласно программе, на Технологии мы должны были заниматься шитьём. Преподаватель предложила сделать подушки. Не помню, что решила сшить моя одноклассница (девочек у нас в классе было только двое), но я согласилась. Украсить её можно было по своему усмотрению, и я решила сделать декоративную подушку с логотипом группы «Бригадный Подряд». Мне хотелось, чтобы работать было в кайф, и в результате получился крутой нестандартный элемент декора, который долгие-предолгие годы пробуждал бы светлые воспоминания о далеко не самом светлом периоде жизни, создавал неповторимую атмосферу и просто радовал душу. Почему именно БП? — спросит кто-то. Во-первых, потому, что это одна из тех групп, к которым у меня особенно трепетное отношение, а во-вторых, к тому времени уже была известна дата предстоящего юбилейного концерта «35 лет наш лозунг КУЙ», и долгое ожидание нового незабываемого вечера довольно нехило повлияло на выбор оформления будущей подушки. Сам процесс для меня стал отдушиной, помогающей хотя бы чуть-чуть успокоить нервы. Весь период обучения в школе меня сопровождало постоянное напряжение и тревога. На некоторых уроках можно было слегка успокоиться, но таких было мало. Технология также входила в этот небольшой список. Когда я начала делать свою БП-шную подушку, напряг стал и вовсе практически испаряться. Как же было офигенно производить стежок за стежком в атмосфере спокойствия и относительной безопасности, вспоминая прошедшие концерты и с нетерпением ожидая грядущий! Когда подушка была полностью готова, до конца было непонятно, что по программе мы должны были делать (этого эпизода тоже коснулась Covid-истерия, и со всеми этими удалёнками, возвратами очного обучения и прочей лажей всё, что могло просто-напросто перепуталось и программа, соответственно, тоже). В итоге творить можно было совершенно свободно, то есть хочешь- шей, хочешь- сплети что-нибудь из бисера, хочешь- крючком повяжи. Это время мне тоже захотелось провести в процессе создания чего-нибудь прекрасного и необычного. Немного подумав, я приняла решение сшить ещё один символ Королей Вселенского Панк-рока Чубзу (он показался мне как-то больше похожим на настоящего панка, поэтому свой выбор я остановила именно на нём). Работа по созданию ещё одного декоративного элемента с особым смыслом была столь же увлекательной и дарящей возможность снять накопившийся стресс. Процесс подогревался теми же факторами, только на дворе был уже 2021 год и ожидание приезда родного «Подряда» в гостеприимный Екатеринбург с новой программой «Так Сбываются Мечты»! Вскоре рядом с обалденной БПшной подушкой устроился не менее обалденный панк-раздолбайчик с большими удивлёнными глазами, который стал вообще красавчиком после того, как мы уже дома прицепили ему булавки, запонки и повязали настоящий пионерский галстук! И за подушку, и за Чубзу я получила по отличной отметке, но главное, что так я скромно выразила то сильное и наполняющее меня чувство, которое испытываю к группе «Бригадный Подряд» (я вообще всегда делаю это скромно. Такой уж характер!). Ещё в процессе работы я значительно подлечила расшатавшиеся нервы и просто приятно и с пользой провела время (польза заключалась, как минимум, в развитии мелкой моторики рук). В этом огромном рассказе я не только делюсь самыми приятными воспоминаниями о своих школьных годах, связанными с группой «Бригадный Подряд». Здесь есть и своего рода мораль. Она заключается в том, что никогда и нигде не надо бояться быть самим собой, выражать свои истинные чувства. Это, конечно, очень и очень непросто, но только так можно сделать трудный период жизни ярче, радостнее, богаче на светлые воспоминания, а значит чуть легче преодолеть его. И вообще позитивные эмоции, искренний радостный смех и бодрое настроение делают нас физически здоровее, продлевают жизнь. Вот так-то!